Платежная карточка – универсальный ключ к комплексу услуг
Банковская платежная карточка – универсальный ключ к комплексу услуг.
Без банковской платежной карточки мы сегодня как без рук. Раздутые от мелочи кошельки – аксессуар прошлого века. Современный символ финансового благополучия – карточка – компактен по форме и многофункционален по содержанию. При этом процесс эволюции карточных продуктов продолжается. Другими словами, в маленькой карточке кроется гигантский потенциал. Понимая это, разработчики изменений и дополнений в Банковский кодекс страны уделили теме развития карт-бизнеса особое внимание. Начали с терминологии. Пластиковую карточку переименовали в платежную. И поскольку в международной банковской практике карточка является платежным инструментом, обеспечивающим доступ к любому счету клиента (текущему, кредитному, депозитному), из Банковского кодекса исключили термин «карт-счет».
Новый подход к регулированию операций с платежными карточками, по мнению законодателей, поспособствует унификации работы белорусских банков с клиентами и оптимизации количества клиентских счетов. Кроме того, нововведение позволит уменьшить число заключенных с держателями карточек договоров, а комплекс услуг по удаленному доступу к счету, наоборот, станет полнее.
Некоторые прогрессивные нормы, вошедшие в обновленный свод банковских правил, уже взяты на вооружение Белагропромбанком. О текущих задачах и перспективах карт-бизнеса в новых реалиях мы сегодня беседуем с заместителем директора Картцентра ОАО «Белагропромбанк» Надеждой ОДИНЦОВОЙ.
– Надежда Александровна, на Ваш взгляд, переименование банковской карточки из пластиковой в платежную повышает ее статус?
– Несомненно, статус банковской карточки стал престижнее. Откровенно скажу, что еще десять лет назад, когда я только пришла в карт-бизнес, процедура открытия карт-счета и выпуска к нему карточки вызывала у меня недоумение. Зачем специальный счет, если карточка, по сути, – инструмент доступа к текущему счету клиента? Изменения, внесенные в Банковский кодекс, все расставили по своим местам. Карточка теперь именуется платежной, поскольку это средство расчета, и выпускается она к текущему (расчетному) счету. В перспективе платежная карточка станет универсальным ключом и к остальным счетам клиента.
– То есть, теперь со всеми многочисленными держателями карточек Белагропромбанка предстоит заключить новые договоры?
– В организационном плане хлопот, в самом деле, предстоит немало. Банку необходимо составить порядка миллиона дополнительных соглашений. Для этого каждый обладатель карточки должен посетить банк до 31 декабря. С одной стороны, нас ожидают финансовые и трудозатраты. Но, с другой, – есть хороший повод пообщаться с клиентами. Например, поговорить о широких возможностях карточек более высокого статуса и о преимуществах системы дистанционного обслуживания.
– Дистанционные продукты Белагропромбанка развиваются довольно динамично. Но современный пользователь всегда в ожидании новых предложений…
– И они обязательно будут. Система «Интернет-банкинг» – в процессе совершенствования. В частности, сейчас мы активно готовимся к переходу на новую версию. Результатом этой работы должно стать повышение качества пользования за счет удобства интерфейса. Задача заключается в том, чтобы даже неискушенный в компьютерных технологиях человек мог с легкостью ориентироваться в виртуальном банке.
Кроме того, планируем запустить современное мобильное приложение, адаптированное к платформам Android и Apple. Попробуем заменить SMS-банкинг USSD-банкингом. Форма общения с банком через USSD-запросы подойдет для тех, кто не подключен к мобильному интернету.
– А есть ли новости для маленьких клиентов Белагропромбанка?
– Как вы знаете, в прошлом году Белагропромбанк организовал выпуск детских карточек. Однако появилась проблема: у сотрудников торговых предприятий зачастую возникают сомнения, принадлежит ли на самом деле карточка ребенку? Платежная система «БЕЛКАРТ» адаптировала дизайн карточки к возрасту ее владельцев. В частности, был разработан дополнительный значок-маркер, который позволит кассирам магазинов безошибочно идентифицировать детскую карточку. В самое ближайшее время банк приступит к эмиссии детских карточек с обновленным внешним видом.
– В конечном итоге новшества, включенные в Банковский кодекс, направлены на повышение эффективности деятельности банков за счет высокого качества обслуживания клиентов и обеспечения полнейшей безопасности всех операций. Приходится ли Картцентру перестраиваться в связи с этими установками?
– На самом деле, вопросам качества и безопасности Картцентр, как и банк в целом, всегда уделял большое внимание. Изменения в Банковский кодекс повлекли за собой издание регулятором новой редакции Инструкции «О порядке совершения операций с банковскими платежными карточками». В частности, определен порядок совершения валютообменных операций. В соответствии с новыми правилами расчеты по операциям клиентов должны проводиться по курсам, действующим на дату совершения транзакции. До недавнего времени применялась более сложная комбинация, что, разумеется, не вызывало восторга у клиентов. Так вот, на усовершенствованную схему расчетов наш банк перешел, так сказать, досрочно – с 1 декабря 2012 года.
В упомянутой инструкции есть пункт о принятии банками мер по обеспечению сохранности размещения на счетах клиентов денежных средств и безопасности проведения операций. Для нас важность принятия подобных мер не явилась открытием. Мы всегда понимали, какую ответственность несем перед клиентом. И делали все необходимое, чтобы не подвергнуть клиента риску.
Вследствие обновления Банковского кодекса понадобилась доработка локальной нормативной базы. Сейчас мы работаем над упрощением процедуры открытия счета и выпуска к нему банковской платежной карточки. Содержание договора и анкеты должно стать лаконичнее и доступнее, что, в свою очередь, облегчит восприятие этой информации клиентом и сократит время на подготовку документов работниками нашей филиальной сети.