Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
    Интернет-банкинг
    Время работы Контакт-центра банка
    • Пн
    • Вт
    • Ср
    • Чт
    • Пт
    • Сб
    • Вс
                                            8:00 - 20:00
    Дополнительные номера:

    Неделя финансовой грамотности. Детская финансовая грамотность и карманные деньги

    25.03.2021

    Сегодня повышению финансовой грамотности детей и молодежи уделяется достаточно много внимания. Правильно распоряжаться денежными средствами необходимо практически во всех сферах деятельности человека. Поэтому очень важно обеспечить качественную подготовку детей в плане денежных взаимоотношений и научить их правильно ориентироваться в изменчивых современных экономических реалиях.

    Мы поговорили с директором Департамента развития розничных продуктов ОАО «Белагропромбанк» Натальей Яцкевич о том, насколько актуально в нынешних условиях повышать финансовую грамотность детей и как научить их как можно раньше грамотно распоряжаться своими деньгами.

    Финансовая грамотность не преподается в школах как математика, физика, но тем не менее она очень важна для будущего нашей молодежи. Наталья Анатольевна, расскажите, пожалуйста, как, по Вашему мнению, научить детей с умом и ответственностью обращаться с деньгами и когда нужно начинать это обучение?

    – Да, в школе нет предмета по финансовой грамотности. При этом финансовая грамотность и развитое денежное мышление – навыки правильно распоряжаться деньгами и принимать лучшие для себя финансовые решения – сильно влияют на то, каких успехов добьется ребенок в будущем.

    Первые уроки финансовой грамотности дети получают в семье. Поэтому очень важно их постепенно вовлекать в управление семейным бюджетом, проговаривать с ними, почему вы приняли то или иное решение, какие были варианты распределения бюджета. Также необходимо спрашивать у детей, как поступили бы они в той или иной финансовой ситуации.

    Что касается сиюминутных желаний, здесь я бы посоветовала постоянно концентрировать внимание ребенка на более важных целях. Например, если он хочет новый телефон, а перед семьей стоит иная цель, скажем, поездка в оздоровительный лагерь или ремонт в детской комнате, нужно переубедить ребенка, что важнее все же цель, на которую семья копит деньги.

    Дети учатся на нашем примере. Поэтому начать надо с себя. Бездумно тратить зарплату, а потом переходить в режим жесткой экономии – плохой пример. И если сейчас это ваш образ жизни – меняйтесь. Ищите возможность обучится правильно распоряжаться деньгами. Управление личными финансами – это тема, изучать которую можно всю жизнь. Хорошая новость в том, что, начав изучать эту тему и применять знания в жизни, вы сможете не только стать хорошим примером для своего ребенка, но изменить к лучшему свою собственную жизнь.

    С какого возраста рекомендуется начинать обучение?

    – Чем раньше вы начнете разговаривать с ребенком о деньгах, тем быстрее воспитаете в нем умение разумно ими распоряжаться, копить на мечту, планировать траты и подбирать надежные финансовые инструменты для умножения своего капитала. Ребенку, который с детских лет учится распоряжаться деньгами, гораздо легче справляться с финансовыми задачами во взрослом возрасте.

    Дети открыты всему новому, быстро учатся. Представьте, что если вы начнете давать ребенку карманные деньги в 10-12 лет, то к 20-ти годам, когда он получит первую зарплату, у него уже будет десятилетний опыт управления личными финансами. Причем управлять деньгами такому человеку будет легко, ведь он научился этому в детстве.

    В каких формах родители могут обучать детей финансовой грамотности?

    – Есть много способов, как начать говорить с детьми о деньгах. Расскажите, зачем папа и мама ходят на работу, как зарабатывают деньги и на что их тратят. Как в семье принимают решение о крупных покупках. Доверьте ребенку оплатить коммунальные услуги или расплатиться за покупки в магазине, посчитать сдачу. Хороший способ познакомить детей с деньгами – это смотреть и обсуждать мультфильмы, в которых герои сталкиваются с темой денег, например, «Утиные истории», «Уроки Тетушки Совы», «Смешарики».

    И безусловно, нужно читать книги финансовой тематики. Для самых маленьких это, например, «Как рассказать детям о деньгах» (возраст 2+, авторы Сергей Биденко и Ирина Золотаревич), небольшая, но очень полезная книга на денежную тему, где предлагаются развивающие игры. С детьми постарше рекомендую прочитать «Волшебный банкомат» (возраст 5+, авторы Татьяна Попова и Анастасия Булавкина) или «Как научить ребенка обращаться с деньгами» (возраст 5+) Джолайна Годфри. Если ребенок уже читает самостоятельно, подарите ему книгу известного эксперта по финансовым вопросам Бодо Шефера «Пес по имени Мани» (возраст 8+) или «Финансовые истории для подростков» Сергея Биденко и Ирины Золотаревич.

    И конечно, играйте с детьми в развивающие денежные игры, например, в такие как «Найди дешевле», «Купи сам», «Семейный банк монет», «Монополия» и др.

    Придумайте, на какое общее дело будете копить деньги в семейном банке (например, на соковыжималку или билеты в цирк), и попросите всех членов семьи освобождать раз в неделю карманы от мелочи и отдавать ее маленькому казначею. Ребенок будет ответственным за то, чтобы пересчитывать мелочь и сообщать членам семьи, сколько еще осталось накопить для покупки. Он научится хорошо считать деньги и заодно почувствует ответственность за семейный бюджет.

    По Вашему мнению, каждый ребенок должен иметь карманные деньги? Если да, то насколько оправданно денежное поощрение за хорошую учебу, помощь по дому или другие успехи?

    – Давать ли ребенку карманные деньги, решают родители, ведь у каждой семьи свои финансовые возможности и иногда выделить деньги на карманные деньги очень непросто. И непросто порой найти в себе силы не упрекать его за бездумные на ваш взгляд траты, а спокойно обсудить альтернативу – например, накопить за год на то, что давно хотел купить. В этом случае отнеситесь к карманным деньгам как к тратам на финансового репетитора для вашего ребенка. И пусть вас не расстраивает, если вы можете давать ребенку совсем небольшую сумму на карманные расходы – ребенку важно почувствовать, что у него есть свои личные деньги, пусть и немного пока.

    Давать ли карманные деньги за хорошие оценки и помощь по дому – это очень спорный вопрос. Мотивация деньгами за хорошие оценки должна быть скорее исключением, чем практикой. Что касается обязанностей по дому, то хорошо, чтобы у ребенка с детства были посильные обязанности, которые он выполняет бесплатно, это его вклад в поддержание уюта и чистоты в доме наравне с другими членами семьи. А вот если в семье практикуют приглашать сторонних людей для помощи по дому и за эту работу платят, то почему бы не заплатить за эту же работу ребенку, если он сделает ее не хуже?

    Вот пример из жизни – переезд соседей. Для переезда за город соседи решили нанять специалистов, которые упакуют их вещи в коробки, перевезут и распакуют в новом доме. Сын соседей предложил родителям, что сделает это сам за меньшую сумму. Вместе с другом они обошли ближайшие магазины, попросили там ненужные коробки, купили упаковочную пленку. Договорились с другим соседом, владельцем грузовика, о перевозке вещей. В итоге родители остались довольны и тем, как прошел переезд, и тем, что сэкономили, и тем, что собственный сын стал уже взрослым и серьезным. А сын с другом поверили в свои силы и сейчас ищут новых клиентов.

    Карманные деньги – это хороший способ научить финансовой грамотности?

    – Мне очень нравится сравнение карманных денег с велосипедом. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился ездить на велосипеде, нужно посадить его на велосипед. Конечно, можно и на словах объяснить, как крутить педали и держать равновесие, но научиться ездить и ощутить восторг от быстрого спуска и ветра в лицо можно только на практике.

    Сумма выделяемых ребенку денег должна быть фиксированной? Как часто давать детям деньги? Зависит ли это от возраста детей?

    – Да, лучше если сумма карманных денег будет фиксированной – так ребенок будет точно знать, какую сумму получит, и будет учиться планировать свои траты заранее. Начинать давать карманные деньги можно лет с 6-8-ти – в это время дети уже могут совершать мелкие покупки. Малышам (6-8 лет) карманные деньги лучше выдавать каждый день, детям постарше (8-10 лет) – раз в неделю. Лет с 11-12-ти можно переходить на выдачу карманных денег раз в месяц. Ну и конечно, с возрастом можно понемногу увеличивать сумму карманных денег.

    Кстати, есть страны, в которых объем карманных денег регламентирован законодательно. Например, в Германии детям 8-9-ти лет в качестве карманных денег рекомендовано выдавать 2-3 евро в месяц, в возрасте 10-11-ти лет – от 13 до 16 евро в месяц. В Швеции детям до 16-ти лет полагается в месяц 1050 шведских крон ($128), в Швейцарии – около $150. В Швеции и Швейцарии деньги на карманные расходы выделяет государство. Эти деньги получают родители, которые сами решают, давать их ребенку до совершеннолетия на карманные расходы или выдать всю сумму на совершеннолетие.

    Есть какие-то правила, как научить ребенка грамотно распоряжаться деньгами? Как объяснить ребенку, что деньги, которые получает человек, налагают на него определенную ответственность, причем независимо от возраста?

    – Есть несколько правил, которым нужно научить ребенка в обращении с деньгами:

    1. вести учет своих карманных денег: знать, сколько у тебя есть и куда ты потратил;

    2. откладывать часть карманных денег, чтобы накопить на «хотелки», еще часть откладывать, чтобы создать капитал, который будет приносить доход (например, в виде депозита в банке), а вот оставшуюся часть можно тратить;

    3. обсудить с ребенком, давать ли в долг другим детям;

    4. рассказать о безопасности при расчетах в интернете и как не попасться на крючок мошенникам.

    Родителям тоже нужно соблюдать некоторые правила. Например, не забывать выдать карманные деньги в установленный день и не лишать карманных денег из-за плохих оценок или плохого поведения (исключение, если ребенок покупает на карманные деньги заранее запрещенные родителями вещи). Если деньги выдаются нерегулярно или родители могут лишить детей их в любой момент, ребенок не сможет понять, как управлять деньгами в такой ситуации, не научится стратегии.

    Еще один важный момент: не нужно критиковать выбор ребенка. Вы можете что-то посоветовать, но окончательный выбор остается за ребенком. Начинайте давать карманные деньги с небольшой суммы. Лучше потом увеличить сумму, чем забрать у ребенка то, к чему он уже привык. Карманных денег не должно хватать на все желания ребенка. Нужно, чтобы ребенок учился ждать, копить, расставлять приоритеты и делать выбор.

    Как научить не тратить деньги на удовлетворение сиюминутных желаний, сопоставлять свои желания и финансовые возможности? И самое главное, как объяснить, что и в каком количестве действительно необходимо, а без чего можно обойтись?

    – Карманные деньги – это как раз тот тренажер, который поможет ребенку стать финансово грамотным и успешным. Потерять деньги, потратить все на ерунду и до конца месяца ждать зарплаты – это те ошибки, которые, возможно, совершал хотя бы раз в жизни каждый из нас. Первые эксперименты ребенка с деньгами тоже могут быть не совсем удачными, но постепенно ребенок научится распоряжаться средствами: считать сдачу, копить на важную покупку. Шаг за шагом он поймет, что деньги можно потерять или их может не хватить, и начнет относиться к финансам более осознанно.

    Важно научить ребенка понимать свои истинные желания. Спросите у него, чего ему больше всего хочется: накопить на станцию «Яндекс.Алиса» или еще одну конфету сегодня? Покажите ребенку достижимость мечты. Если «Яндекс.Алиса» стоит 1000 рублей, а ребенок получает по 50 рублей в месяц, мечта может показаться недостижимой и желание копить деньги пропадет. Помогите ребенку: договоритесь, что, как только он накопит половину суммы, вторую половину добавите вы. Помогите ребенку найти дополнительные источники дохода: напишите в общедомовом чате, что в вашем доме живет замечательный выгульщик собак или чистильщик снега на парковке или предложите ребенку оплатить его работу по дому, до которой у вас давно не доходили руки.

    Наталья Анатольевна, как Вы считаете, можно ли дарить деньги ребенку? И эти деньги должны оставаться его личной собственностью или ребенка нужно приучать, что он вносит свою лепту в семейный бюджет и, скажем, часть своего «дохода» должен принести в общую корзину?

    – Дарить деньги можно. Очень хорошо, если даритель посоветуется с родителями, какую сумму дарить. Если сумма крупная – можно подарить со словами «это тебе на обучение/летний, отдых/велосипед». Тогда можно предложить ребенку, что до наступления события эту сумму родители разместят на вкладе в банке, например.

    Мое мнение: подарки и карманные деньги – это личные деньги ребенка, его возможности и его ответственность. И тратить их он должен на свои желания. Можно предложить ребенку поучаствовать в накоплении на общесемейную цель, чтобы приблизить ее реализацию. Но решать все же должен сам ребенок.
     

    Мы используем Cookie

    Для сбора информации с целью улучшения работы сайта используются файлы cookie. Вы можете принять или отказаться от использования файлов cookie либо настроить их. Нажав «Принять все», Вы даете согласие на обработку файлов cookie в соответствии с Регламентом в отношении файлов cookie в ОАО «Белагропромбанк».

    Настроить